Упражнения для развития речи ребенка

Если ребенок не говорит, но у родителей отсутствуют сомнения в правильности его развития и в отсутствии медицинских проблем, давить на него не нужно. Часто получается, что малыш упорно молчит, прекрасно выполняя требования взрослых, а те раздражаются, ведь ему уже давно пора заговорить! Малыш это чувствует и старается избежать столь неприятной темы, продолжая молчать дальше.

Существуют различные упражнения для развития речи ребенка, но наилучший способ стимулирования речи - это общение, сначала ребенок накапливает свой пассивный словарь, а затем основная задача взрослого в том, чтобы пробудить в ребенке желание общаться.


Можно попробовать такой вариант простейшего упражнения для развития речи ребенка, не связанного с какими-либо методиками развития речи, заключающегося в следующем:

Сядьте с ребенком и начните тихую беседу, взяв в руки его любимую игрушку. Поиграйте с ней, сопровождая каждое действие звуками и речью. Игра должна быть не навязчивой, но при этом совместной. Малышу должно быть интересно.

Постепенно малыш начинает подражать взрослому в простейших звуках, пытаясь их повторить. Губы родителя должны быть на виду у ребенка, то есть он должен видеть, как произносятся слова. Периодически следует предлагать ребенку назвать предмет или действие. Особенно подходят для этого ситуации, когда малыш просит дать ему что-либо. Естественно, что первоначально малыш не скажет «пить», скорее всего, он назовет первый слог слова, но и это уже прогресс.

Помимо ежедневного разговора с ребенком, большую роль в развитии речи уделяют мелкой моторике. Так как кончики пальцев связаны с речевыми центрами головного мозга, то их стимулирование оказывает влияние на речевой центр.

Здесь в качестве упражнения для развития речи ребенка подойдет использование конструкторов, мозаик, которые сегодня выпускаются с деталями диаметром 6 мм. (не смотря на то, что на коробке пишут возраст от трех и старше, двухлетки с не меньшим удовольствием пытаются складывать фигурки). Одним нравится лепка, другим - рисование. Методических материалов, содержащих упражнения для развития речи ребенка, в продаже существует огромное множество.

Развивая логическое мышление, можно попробовать следующие упражнения для развития речи ребенка. Для них понадобятся цветные карточки с различными изображениями. Если родителям лень заниматься изготовлением подобных пособий посредством вырезания картинок из журналов, можно купить тематические детские лото.

Перед ребенком раскладывается определенная группа карточек, объединенная общим содержанием, например, фрукты. Затем ему предлагается назвать и описать каждый предмет. Следующие вопросы касаются объединения предметов по форме и цвету.

Например, какие фрукты круглые, а какие - овальные. Любые сопутствующие вопросы, вплоть до того, что можно приготовить из конкретного фрукта, способствуют развитию речи. Не следует предлагать малышу больше 6-8 карточек сразу, иначе внимание рассредоточивается и он с трудом ориентируется в поиске ответов.

Подобные упражнения для развития речи ребенка могут касаться не только конкретных предметов, но и явлений. Например, картинки с изображением времен года, по которым ребенку предлагается ответить на вопросы о том, что на них изображено, почему так происходит и так далее.

Когда малыш уже говорит, то в качестве упражнения для развития речи ребенка прекрасно подходит пересказ текста. Первые тексты должны состоять из нескольких предложений. По мере осваивания коротких текстов, можно перейти к известным народным сказкам. Тот же «колобок» можно не просто пересказать, но и представить в виде спектакля. Сначала пересказ осуществляется по наводящим вопросам родителей, относящихся к каждому действию сказки, а затем ребенок начинает рассказывать самостоятельно.

Существует специальная методика Монтессори, направленная на развитие детей путем простейших занятий. Преимущества методики в том, что она не требует приобретения каких-либо специальных материалов. Подобные упражнения для развития речи ребенка крайне просты. В ход пойдут все те предметы, которые можно найти дома, с условием их безопасности для малыша. Например, в банке проделывается отверстие по размеру любого подходящего предмета, например, бусин. Ребенок складывает бусины в банку, развивая координацию движений.

Подобное упражнение можно проводить с использованием дуршлага и макарон, которые по размеру проходят в дырки дуршлага. Естественно, что все занятия должны проходить под присмотром родителей. Хотя методика Монтессори рассчитана на применение с самого раннего возраста, дети обладают фантастической способностью запихивать в рот даже те предметы, которые с точки зрения взрослых ну никак туда не поместятся.

Подобная методика не единственная, можно воспользоваться карточками Домана или кубиками Зайцева. Терпение родителей и постепенное взросление ребенка обязательно принесут свои плоды. Регулярные упражнения для развития речи ребенка, в любом случае, окажут благотворное воздействие на его адаптацию к окружающему миру.

Статьи