«После трех уже поздно» или что советует Масару Ибука

Основатель знаменитой корпорации «Sony», Масару Ибука, написал книгу, которая до сих пор является руководством к действию для многих родителей. Он увлекся детской психологией и педагогикой по причине того, что его сын отставал в развитии, и создал уникальную систему раннего развития детей. Без сомнения, она является и по сей день актуальной. Разносторонний и универсальный подход к воспитанию детей в раннем возрасте, а также удивительно точные наблюдения и выводы, делают эту методику востребованной и действенной.


Откуда вязалась эта цифра – три года?

Согласно исследованиям, именно до трех лет у детей формируется большая часть всех нейронных связей в головном мозге. И тот стержень личности, который позже называют характером, тоже закладывается именно до трех лет. Когда, годам к пяти, спохватившиеся родители начинают воспитывать свое чадо, получается уже не воспитание, а переламывание уже сложившихся жизненных установок и отношений к происходящему.

В самом раннем возрасте, пока мозг восприимчив, очень легко научить малыша практически чему угодно: иностранным языкам, математике, чтению, музыке, гимнастике. То, что взрослые люди безуспешно изучают годами, ребенок схватывает, как говорится, на лету.

Масару говорит, что дети не рождаются глупыми или вундеркиндами. Все зависит от развития ребенка до его трехлетия. А вот в пять лет уже воспитывать поздно.

Основные постулаты методики Масару Ибука

Автор рекомендует родителям малышей придерживаться следующих принципов воспитания:

1. Ребенком необходимо заниматься с рождения

Основа личности закладывается в возрасте до трех лет, поэтому раннее развитие является тем фундаментом, на котором позже будет построено здание знаний, умений, привычек, характера.

Малыши восприимчивы по своей природе, они способны научиться очень многому без чрезвычайных усилий. И здесь огромной важностью обладает среда, в которой дети растут, то, чему учат их родители. Если бы наследственность была определяющим фактором, дети, вырастая, целиком копировали бы своих предков. Следовательно, чем больше труда будет вложено в развитие малыша, тем крепче окажется фундамент его личности.

2. Для развития малыша необходимы эмоции

Ни в коем случае нельзя игнорировать ребенка. Эмоциональное развитие является одним из основных столпов формирующейся личности. Ребенок, который знает, что его любят, и любящий в ответ, намного успешнее осваивается в большом мире и вырастает цельной натурой, довольной собой и окружающими.

Необходимо как можно чаще брать малыша на руки, обнимать, гладить по голове, поскольку тактильный контакт жизненно важен для него. Хвалить за малейшие достижения и поощрять желание учиться. Стоит привлекать к общению с ребенком как можно больше родственников, чтобы малыш учился общаться не только с мамой и папой.

3. Не стоит дозировать информацию

Ибука утверждает, что западная система, с ее плавным переходом от простого к сложному, неверна. Ребенок способен воспринимать и усваивать огромные объемы информации и не стоит бояться перегрузить его. Наоборот, по мнению Масару Ибука, малыши недополучают необходимые для развития знания. И, если ребенок заинтересовался чем-то, следовательно, ему это доступно хотя бы частично. Не стоит бояться включать классическую музыку, или говорить на разных языках, или читать сложные поэмы – малыш выберет сам, что ему интересно.

4. Следует развивать воображение и нестандартный подход

Ребятишки с рождения обладают замечательным воображением и способностью делать совершенно неожиданные выводы – у взрослых и серьезных людей это называется креативностью. Родители, изо всех сил стараясь научить чадо «как правильно», буквально загоняют своих деток в железные рамки. И со временем ребенок уже неспособен взглянуть на вещи по-новому. Лучше всего позволить малышу видеть мир так, как ему хочется, и не обрывать полет фантазии.

5. Не стоит навязывать ребенку взрослые стереотипы поведения

До трех лет гендерные различия у малышей не проявляются никак. Поэтому, не стоит заострять на них внимания, нанося вред психике ребенка. Девочки укладывают спать кукол, мальчики строят солдатиков – абсолютно ненужная и вредная родительская установка. Пусть ребенок попробует все. Хочется девочке играть машинками или мальчику завязать бантик кукле – зачем ограничивать? Возможно, именно одна из этих игр поможет малышу раскрыть свой потенциал. А гендерным воспитанием можно заняться и позже, когда ребенок дорастет до этих понятий.

6. Не заваливайте ребенка игрушками

Зачастую, родители заваливают свое чадо игрушками. Как правило, причин несколько: чтобы порадовать, для общего развития, так проявить свою любовь. Не стоит этого делать. Переизбыток соблазнов рассеивает внимание малыша, и он просто не может сосредоточиться. Также, тормозится воображение: для развития карапуза намного полезнее соорудить домик из двух стульев и папиного пледа, нежели получить готовый из магазина.

7. Следует поощрять тягу к искусству

По мнению господина Ибука, искусство является важнейшим компонентом для развития гармоничной личности. Достоинство, самоорганизация, терпение и даже лидерские качества – вот то, что будет развивать в себе малыш, знакомясь с шедеврами музыки, живописи и литературы.

8. Ребенок не является собственностью родителей

Воспитание и раннее развитие ребенка не должно осуществляться в угоду родительским амбициям. Не родители должны решать, кем стать их ребенку, а он сам. Он сам должен решить, чем ему интересно и важно заниматься. А долг родителей предоставить ему максимально возможный выбор для принятия решения. Следует просто помочь малышу раскрыть его потенциал.

В завершение стоит повторить потрясающие по своей силе слова господина Масару Ибука: «Что может быть важнее воспитания детей. Самое лучшее воспитание – любовь. Самая главная работа для родителей – это воспитание ребенка…».


Статьи