Психическое развитие ребенка

Удивительно, как динамично развивается ребенок в начале своей жизни. С момента появления на свет он наделен врожденными инстинктами и навыками: умеет дышать, кричать и плакать, сосать и глотать, чувствует волнение матери. Первые месяцы жизни ребенок каждый день открывает в себе новые способности, и уже к году пытается ходить, сказать свои первые слова, появляются предпочтения в питании. К 5-6 годам рисует, пробует писать, читать, активно познает мир, интересуется абсолютно всем вокруг.


В детском возрасте активно происходит психическое развитие ребенка, в итоге он превращается в рассудительного взрослого человека, формируется его личность.

От чего зависит психическое развитие ребенка.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие психических процессов, является наследственность. Особенности нервной системы, физиологические данные, творческие наклонности заложены генетически.

Важнейшее значение имеет влияние социума. Обстановка в семье, общение со сверстниками.

Воспитание и обучение помогают развить личностные качества. Ближайшее окружение формирует модель поведения ребенка как воспитательными мерами, так и своим собственным примером. Применение различных методик развивает память, внимание, воображение, логику, речь.

Можно выделить несколько этапов психического развития детей:

1. От рождения до 1 года - младенчество. В первые месяцы жизни вес ребенка увеличивается вдвое. Появляются первые психологические реакции. С каждым месяцем грудной ребенок становится все более активным, с интересом познает свое тело и учится двигаться, развивается мелкая моторика. Появляется мимика, малыш узнает близких по запахам и звукам.

2. От 1 до 3 лет – раннее детство. В этот период происходит развитие речи, отождествление собственного Я. Сначала он учится активно ходить, затем бегать, прыгать, изучать окружающие его предметы и осмысленно говорить. Психическое развитие детей в этот период основано на подражании взрослым. Чтобы ребенок научился что-то делать, он должен сначала увидеть, как его мать или отец выполняют то же действие.

3. От 3 до 7 лет – дошкольный возраст. В этом возрасте возникает острая потребность в общении со сверстниками. Самое время идти в детский сад.

4. От 7 до 11 лет – младший школьный возраст. В начале этого периода в жизни ребенка происходят значительные изменения, напрямую связанные с развитием интеллектуальной и познавательной функции психики. И здесь в жизни ребенка появляется школа, которая является источником столь необходимых знаний. С началом учебы в школе от ребенка требуется соблюдение дисциплины и распорядка дня, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия.

5. От 11 до 15 лет – Подростковый период. Самый сложный. Дети бывают очень жестоки в своих суждениях и действиях. Вырабатывается самооценка, желание найти свое место в группе среди своих товарищей.

На период жизни от 7 до 15 лет приходится большинство возрастных кризисов. Происходит заметный скачок в психическом развитии ребенка. Им доминирует сильное желание совершать действия взрослых, но он не готов нести за них ответственность.

Статьи