Развитие речи у детей. От года и старше

К своему первому дню рождения малыш, как правило, владеет большим арсеналом различных звуков и несколькими простейшими словоформами – например, «мама», «папа», «баба», «гав-гав», «бука» и т.д. Но именно в год наступает новый этап, когда даже несмотря на индивидуальные различия в развитии каждого ребенка начинается существенный прорыв в развитии речи малыша.


Связано это в первую очередь с растущей потребностью ребенка в общении. Он все больше познает мир и ищет способы с ним контактировать. И на этом этапе все так же не обойтись без активной помощи родителей. Никакие игрушки или книжки не способны в полной мере заменить живое активное человеческое общение.

Кроме того, маленький ребенок даже в годовалом возрасте начинает копировать поведение окружающих его взрослых. Вы можете видеть это в его отдельных жестах. Причем он повторяет их вполне уместно в соответствии с ситуацией. Что касается речи, то так же будьте готовы, что малыш может выхватывать отдельные слова из вашей разговорной речи, поэтому постарайтесь минимизировать использование слов-паразитов или неправильных, некорректных выражений.

Начиная с года, для многих деток наступает период, который можно охарактеризовать девизом: «Ни дня без нового слова». Однако, даже если ваш ребенок не проявил на первых порах большую разговорную активность, вам ни в коем случае не стоит паниковать и бить тревогу. Не забывайте, что развитие у каждого малыша протекает сугубо индивидуально. Кто-то действительно почти ежедневно прибавляет в свой лексикон по слову, а кто-то выглядит как молчун, но потом начинает говорить уже фразами и словосочетаниями.

Задача родителей проводить ежедневные занятия с использованием развивающих игр. Впрочем, слово «занятия» не должно у вас ассоциироваться с понятием обучения, уроков или какого-то принуждения. Все должно протекать в форме игры. Причем игры должны быть интересными малышу и непродолжительными по времени, так как практика показывает, что длительные процессы, даже игровые, утомляют малыша, и он теряет к ним интерес.

Для того чтобы развивать речь годовалого ребенка, необходимо как можно больше знакомить его с окружающими предметами, описывая их при этом. Однако это не должно быть бесконечным монологом мамы. Вы должны предлагать малышу повторять за вами слова, учить вместе с ним какие звуки издают животные или сопровождают отдельные действия. Например, научите ребенка, что часики делают «тик-так», дождик – «кап-кап», ножки – «топ-топ» и т.д.

Хорошим подспорьем в обучении ребенка выступают детские книжки. При этом лучше выбирать специальные книги для самых маленьких с толстыми картонными страницами. Во-первых, они отличаются прочностью, что в данном случае немаловажно, а, во-вторых, малышу будет удобно самому переворачивать такие странички.


Четкость произношения во многом зависит от развитости лицевых мышц и язычка, поэтому заведите себе за правило делать с ребенком ежедневно небольшую гимнастику. Например, стоя перед зеркалом вместе с ним вытягивайте губки трубочкой и произносите протяжные гласные звуки «У», «О» и т.д. Широкая улыбка так же будет укреплять мышцы щечек. Очень хорошей альтернативой простым упражнениям является выдувание мыльных пузырей – это будет и полезно, и весело.

Продолжайте также уделять внимание развитию мелкой моторики рук. Теперь для этого можно использовать более сложные игрушки, выбор которых довольно широк в магазинах. Но даже без специальных игрушек можно с помощью подручных средств развивать моторику. Только следите, чтобы предметы для игр были достаточно крупными, и малыш не смог их проглотить.

Используйте так же пальчиковые игры. Они всегда вызывают у детей положительные эмоции, так как во многом открывают им новые возможности их ручек. Малышам очень интересно, например, под стишок про Сороку-Белобоку загибать пальчики.

Если вы будете придерживаться подобных рекомендаций и уделять достаточно времени малышу, то в скором времени его речь будет становиться все более связной и четкой, и к следующему дню рождения вы сможете услышать первые стишки.

Статьи