Развитие моторных навыков у детей

Для ребенка, начиная практически с момента его появления на свет нет более важного аспекта развития, как формирование моторных навыков. Именно они, в первую очередь, обеспечивают маленькому организму каждый новый шаг в познании мира. Начальные навыки управления мышцами, которые не контролируются на уровне безусловных рефлексов, обеспечивают развитие самых базовых важнейших для здоровья техник управления собственным телом – ребенок развивает спинальные и шейные мышцы, затем – плечевые и бедренные. Следующим важнейшим этапом становится освоение паравертебральной мускулатуры, предназначенной для сохранения вертикального положения тела и затем – развитие двигательных навыков для кистей.



Нужно отметить, что еще Л.Д.Выготский, один из величайших светил детской психологии и психологии развития ребенка, а также другие исследователи отмечали, что развитие начальных навыков движения и управления мышцами чрезвычайно позитивно сказывается на развитии мозга и возможностей мышления и управления своим непосредственным окружением. То есть, когда ребенок учиться сидеть, ему для этого приходиться контролировать почти 150 различных мышц и их групп, и эта работа дается ему отнюдь не легко. Если понаблюдать за действиями малыша, то быстро станет понятно, что на самом деле его не ведет заложенный наперед инстинкт, как это обычно бывает у большинства млекопитающих. Человеческий ребенок именно упорно учиться, узнавая свое тело и его мышцы практически “с нуля”. При этом у ребенка чрезвычайно активны не только те доли коры головного мозга, которые отвечают за управление движением, но и лобные доли, отвечающие за стратегическое и логическое мышление.
О том, какова роль развития руки не стоит и упоминать, поскольку известно, что наш мозг фактически появился на свет именно благодаря развития рук и древних приматов. Ребенок повторяет развитие эволюции во всей живой природе, постепенно переходя от простейшего хватательного рефлекса и висения к более сложным манипуляциям. Поэтому на каждом этапе становления базовых навыков чрезвычайно важна игра. Она должна быть направлена на то, чтобы навык, который развивается, становился как можно более разнообразным и насыщенным, богатым и разнообразным. Если отрабатываются хватательные движения, их нужно усложнить, дать возможность хватать за твердый или за мягкий и гибкий предмет, к которому нужно приспосабливаться. Если ребенок сидит, нужно стимулировать его крутиться, стараться что-то брать, не теряя равновесия, приподниматься, что-то под себя подкладывать и из-под себя доставать и т.д.

Статьи