Развитие мозга ребенка.

Двухлетний ребенок, который категорически отказывается покидать детскую площадку, или семилетний ребенок, который отказывается носить шапку, несмотря на сильный мороз, - это экзамен для родителей в общении и переговорах с детьми. Как работает мозг ребенка, когда дети впадают в истерику или чувствуют сильные эмоции? Что в нем происходит на самом деле и почему ребенок не реагирует на логические (на взгляд взрослого) аргументы?
Часто необходимость действовать быстро, заставляет взрослых выбирать короткие пути, и им трудно понять, почему умный пятилетний ребенок не понимает, что ему говорят. Если хочется узнать причину этого, стоит ознакомиться со структурой мозга ребенка, потому что именно там все начинается.
Это позволит взрослому лучше справляться с трудными ситуациями, укреплять отношения и эффективно общаться с ребенком. И самое главное - заложить фундамент детского психического и эмоционального здоровья.


1. Сначала эмоции, потом логические аргументы
Человеческий мозг состоит из множества частей, каждая из которых отвечает за выполнение важных функций в организме человека. Правое полушарие связано с эмоциями и невербальными сигналами, в то время как левое полушарие отвечает за логическое мышление и формулирование мыслей в предложения. У детей, особенно маленьких, правое полушарие мозга является доминирующим по сравнению с левым. Этим объясняется, например, поведение истеричного трехлетнего ребенка, когда родитель объявляет о необходимости покинуть игровую площадку.
Зная, как работает мозг ребенка, можно понять, что он не делает этого со злым умыслом (в частности, чтобы манипулировать взрослыми). По-другому просто не может быть. Его правое полушарие раскалено докрасна и не получает никаких «логических» сообщений от левого полушария, таких как: «Прекрати! Успокойся! Можешь кричать на детской площадке, в магазине молчим!»
Примерно до трех лет дети живут только «здесь и сейчас» и не имеют возможности использовать логику и слова, чтобы описать свои чувства. Только когда у ребенка возникает вопрос «почему?», можно предположить, что к игре присоединяется левое логическое полушарие.

2. Сотрудничество между правым и левым полушариями
Фактически, только согласованное и скоординированное сотрудничество, между всеми частями мозга, позволяет гармоничному развитию человека. В этом аспекте, можно сказать об интеграции детского мозга, то есть об обеспечении гармоничного взаимодействия всех его частей.
На это стоит более пристально уделять внимание, потому что современные исследования мозга показывают, что родители могут напрямую влиять на развитие мозга своего ребенка. Открытие нейропластичности мозга, то есть его специфического свойства, отвечающего за адаптацию к изменяющимся условиям, показывает, что мозг постоянно учится и с каждым новым опытом, в нем устанавливаются новые связи.
При контакте с другим человеком, помогают сочувствие, осведомленность и точка зрения другой стороны. При построении отношений с детьми, стоит обращать внимание на интеграцию полушарий, как на стратегию, позволяющую ребенку лучше понимать, и в то же время, более эффективно справляться с трудными ситуациями в отношениях.
Иногда в детском мире сломанное печенье или неспособность нарисовать «идеальный» круг приобретают трагический характер. Несомненно, это момент, когда правое полушарие выходит вперед. Пока не откликнешься на эмоциональные потребности правого полушария, никакие логические аргументы не выйдут на первый план. Соединение и переключение - это способ установить связь с ребенком, которого мучают сильные эмоции, отражая его чувства, вербальную и невербальную настройку на его правое эмоциональное полушарие. Только когда малыш достигнет относительного равновесия, можно обратиться к логическим объяснениям данной ситуации, например:
- Мама, я не люблю играть с Сашей, потому что он все время забирает мои игрушки.
- Я понимаю, мне также не нравится, когда кто-то забирает у меня мои вещи. Саша меньше тебя и еще не знает, что значит играть вместе. Как ты думаешь, что мы можем сделать в этой ситуации?
Когда дело касается тяжелых переживаний, таким как потеря любимого питомца или страх перед лечением, стоит успокоить сильные эмоции, дав им имена, потому что дети часто не понимают, что с ними происходит под влиянием сильных переживаний. Вот почему так важно обратиться (после контакта с эмоциональным полушарием мозга ребенка) к его логическому левому полушарию, чтобы помочь им понять, что произошло.
Лучший способ справиться со сложными эмоциями - рассказать историю. Конечно, для этого нужно выбрать подходящий момент, например, во время игры. Дети с удовольствием разговаривают, когда чем-то заняты. Такая пошаговая переработка неприятного события, помогает ребенку разобраться в ситуации и заставляет его сильные эмоции медленно слабеть, и следующее столкновение со стрессором не будет таким страшным.


3. Зрелость мозга
Детский мозг похож на дом. Нижние области мозга (так называемый, первый этаж дома) более примитивны и отвечают за основные жизненные функции (например, дыхание), а также за врожденные реакции побуждения (например, бегство) и сильные эмоции (например, страх). В свою очередь, верхние части мозга (так называемый, второй этаж дома) гораздо разнообразны и отвечают за более сложные функции, что позволяет получить более полное представление о мире. Этот слой мозга отвечает за планирование, мышление и воображение, а также за аналитические и абстрактные мыслительные процессы. На этом уровне у детей формируются, наиболее желаемые взрослыми, качества - контроль над эмоциями и телом, мораль, сочувствие, планирование и принятие решений.

Таким образом, задача родителей состоит в том, чтобы поддерживать связь между «нижним и верхним этажом» детского мозга, чтобы все они могли действовать, как музыканты в группе, - вместе и в гармонии. Благодаря этому ребенок научится контролировать свои эмоции, сочувственно подходить к другим людям, а также принимать решения и знать их последствия. Также стоит укрепить «лестницу», соединяющую второй этаж с первым, и при этом помнить, что процесс создания лестницы в голове происходит не сразу, поскольку он связан с потенциалом развития ребенка. Нижние (первичные) части мозга развиты уже при рождении, благодаря чему ребенок интуитивно знает, как, например, сосать грудь, а нижний этаж развивается, как последняя часть мозга, которая достигает полной зрелости в возрасте двадцати пяти лет! До этого момента он интенсивно развивался и претерпевал множество изменений.

Статьи