Развитие в первый год жизни ребенка

Первый год жизни ребенка - это время очень динамичного развития. Никогда позже малыш не изменится так быстро, как в первые двенадцать месяцев. В то время как физическое развитие ребенка протекает плавно, нервная система развивается стремительно.

Младенец подвергается семи скачкам развития. Именно тогда мозг и нервная система развиваются очень интенсивно, и ребенок приобретает новые навыки.



Во время скачка в развитии, продолжающегося от нескольких дней до нескольких недель (каждый последующий скачок становится длиннее), ребенок, благодаря интенсивному развитию мозга, получает гораздо больше стимулов и ощущений, чем раньше, и вынужден с ними справляться. Иногда у родителей создается впечатление, что малыш потерял ранее приобретенные навыки. К счастью, когда скачок заканчивается, оказывается, что ребенок не только не отступил в развитии, но и в удивительно быстрое время узнал что-то новое.

Как узнать, что у ребенка идет скачок развития?

Развитие нервной системы означает, что младенец очень интенсивно получает стимулы из окружающей среды. Прежде чем он научится справляться с ними, он может быть беспокойным и раздражительным. Скачку в развитии обычно предшествует характерное поведение, которое часто называют «нытьем». Это нытье является признаком того, что маленький человек изо всех сил пытается справиться с всё более ощущаемым окружающим миром, и ему очень нужны понимание и поддержка его родителей.

Симптомы скачка в развитии:

Трудно заснуть
беспокойный сон
отсутствие аппетита
частый плач
повышенная потребность в близости.

Это только приблизительные признаки скачка в развитии. Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе и не всегда идеально вписывается в систему. Не все дети могут делать одновременно все, что положено данному скачку, у них также есть индивидуальные предпочтения, и иногда они сосредотачиваются на навыках, которые им более интересны в данный момент, слегка пренебрегая другими. Стоит также отметить, что момент возникновения последующих скачков тесно связан с развитием мозга ребенка даже в период развития плода. Вот почему недоношенные дети могут развиваться позже, а дети, родившиеся позже - раньше.


Первый скачок: 5 недель после рождения

После завершения первого месяца - около пятой недели жизни - ребенок, который до сих пор в основном ел и спал, становится более активным после пробуждения. Его чувства обострены, он воспринимает свое окружение более интенсивно и осознанно, чем раньше. Ребенок может на мгновение сосредоточиться на склонившемся над ним лице, и изображение, которое он видит, становится более резким. Хотя до сих пор его не беспокоили ни легкие, ни громкие звуки, сейчас сильные раздражители вызывают его беспокойство.

После первого скачка ребенок:

больше знает о прикосновениях, звуках и запахах,
продлевает время активности между сном,
смотрит и слушает с большим вниманием,
начинает улыбаться
плачет с настоящими слезами
переваривает пищу лучше


Второй скачок: 7-9 недель после рождения

На рубеже второго и третьего месяца жизни ребенок начинает замечать повторяющиеся закономерности: например, после ванны появляется сон, а в объятиях мамы - кормление. Малыш начинает контролировать движения своего тела - это время, когда он обнаруживает, что у него есть ручки, и он может двигать (сначала неумело) ими. С подобным восторгом он исследует возможности своего голоса, издает различные звуки и слушает их очень интенсивно. Он начинает замечать выражения лиц родителей и внимательно смотрит на них.

После второго скачка ребенок:

пытается поднять голову,
пинает ногами и машет руками,
достает игрушки и знает, как их держать,
смотрит на лица
издает короткие шумы и слушает себя.


Третий скачок: 11-12 недель после рождения

Трехмесячный ребенок начинает замечать детали. Он замечает различия в тоне голоса и интенсивности света. Он уже может координировать движения головы и глаз и следить за игрушкой своими глазами. Лучшая координация позволяет ему захватывать предметы, пытается исследовать мир, кладя все в рот.

После третьего скачка ребенок:

может отслеживать движущегося человека или предмет, поворачивая голову,
оттолкнуться ногами, лежа на одеяле,
хватает предметы двумя руками,
делает пузыри слюной,
знает, как показать, что ему скучно (например, долго смотрит на одну и ту же игрушку).


Четвертый скачок: 14–19 недель после рождения

Между четвертым и пятым месяцами ребенок начинает понимать, что одно событие является результатом другого. Ребенок сознательно повторяет последовательность, чтобы достичь определенного эффекта - например, он бросает игрушку, потому что он знает, что его мать поднимет ее, трясет погремушку, чтобы издать звук, или вытаскивает руку, потому что он хочет поднять ее. Младенец начинает объединять звуки в цепочки - так создается ма-ма, ба-ба-ба-ба, хотя сейчас это не осознанный разговор, а игра с голосом.


После четвертого скачка ребенок:

может поворачиваться от спины к животу или наоборот, пытаясь ползти, стоит на руках и поднимает торс,
передает игрушку из одной руки в другую,
сознательно бросает игрушки на пол,
начинает откликаться на своё имя,
реагирует на свое отражение в зеркале, может выразить свою волю, например, оттолкнув игрушку, когда она надоест.


Пятый скачок: 22-26 недели после рождения

Примерно в шесть месяцев ребенок начинает видеть и понимать отношения между людьми. Он больше не улыбается всем, может быть недоверчивым или бояться незнакомцев, реагирует страхом исчезновения его родителей. Разделительная тревога очень характерна для этого скачка развития. Малыш не может понять, что родитель, исчезающий из поля зрения (даже в соседней комнате), не исчезает навсегда и скоро вернется. Вместо этого он начинает замечать, что это влияет на то, что происходит - например, когда нажимается переключатель, свет включается. Ребенок все лучше и лучше координирует свои движения, ему нравится складывать и вынимать вещи из коробки, снимать носки, махать рукой на прощание или хлопать в ладоши.




После пятого скачка ребенок:

садится сам по себе,
хватает маленькие предметы указательным и большим пальцами,
он держит предметы обеими руками и ударяет их друг о друга,
переводит взгляд с одной картинки на другую в книге.


Шестой скачок: 33–37 недель после рождения

Между девятым и десятым месяцами образ мышления ребенка становится похожим на образ мышления взрослых. Малыш делит мир на категории, он отмечает, что некоторые вещи могут иметь общие черты: например, собачка на картинке, плюшевая игрушечная собака и собака - животное, встречающееся на прогулке, принадлежит к общей группе собак. Ребенок понимает названия предметов и любит разбирать вещи, чтобы исследовать их. Некоторые исследователи считают, что интеллект начинает развиваться в этом возрасте.

После шестого скачка ребенок:

показывает и распознает формы,
проявляет свое чувство юмора,
узнает лицо при его отражении в зеркале,
берет на себя инициативу в игре.


Седьмой скачок: 41–46 недель после рождения

На одиннадцатом месяце жизни ребенок начинает осознавать, что за этим следуют определенные события, например, когда куклы собирают в коробку после игры, и бросают грязную одежду после того, как она снята, в корзину для белья. Ему нравятся игрушки, которые нужно подбирать, например, кубики или простые головоломки. Он повторяет слова и звуки животных, пытается имитировать домашнюю деятельность родителей. Почти годовалый малыш сознательно и определенно использует слово «нет».

После седьмого скачка ребенок:

указывает на вещи и просит вас назвать их,
подражает голосам животных,
может находить соответствия по форме,
пытается рисовать на бумаге,
пытается сделать первые шаги.

Статьи