Интеллектуальное развитие

Что говорят психофизиологи


Известно, что интеллектуальное развитие ребенка будет проходить активно при условии, что он будет в достаточном объеме получать зрительную информацию. Наиболее важным периодом, во время которого активно развивается зрение малыша, является время с первого дня рождения до 6-ти месяцев. Непосредственно в этот период у ребенка происходит интенсивное формирование глазного яблока, путей, идущих от глазного яблока к мозгу, а также участков мозга, благодаря которым ребенок принимает и перерабатывает визуальную информацию. Специалисты в сфере психофизиологии считают данным период критическим для развития зрительных функций. Непосредственно в первые полгода своей жизни малыш особо чувствителен к стимуляции зрительной системы извне. Кроме того, грудные дети больше любят узоры черно-белого цвета, чем яркие оттенки.

Это обусловлено тем, что в данный период времени их колбочки (клетки, различающие разные цвета при ярком свете) работают хуже, чем палочки (клетки в сетчатке, которые различают исключительно черно-белые цвета и чувствительны к приглушенному свету).

Потому именно в это время рекомендуется активно проводить занятия, направленные на улучшение зрительных функций. Выполнение специальных упражнений способствует повышению остроты зрения, улучшению световой и контрастной чувствительности, малыши более спокойны и внимательны.

Упражнения с карточками

0 - 3 месяца 4 - 8 месяцев 9 - 12 месяцев 12 - 24 месяцев

За первые полгода малышу нужно помочь сформировать два зрительных навыка:

1
Фиксирование взгляда на предмете и его рассматривание
2
Прослеживание предмета.

Лучше всего, если ребенок во время занятий будет лежать головой к окну в кровати или на пеленальном столике, поскольку источник света должен находиться за головой ребенка. Чередуйте стороны карточек, чтобы усилить зрительное восприятие малыша.


Напоследок хочется сказать, что при проведении занятий важно, чтобы у мамы и ребенка было хорошее настроение. Играть с малышом нужно, когда он веселый, спокойный и неголодный. Не следует увлекаться исключительно зрительно-ориентировочными реакциями. Полноценно развиваться малыш будет только в том случае, если все органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) и соответствующие участки мозга будут взаимодействовать между собой.

Также не забывайте, что ключевую роль при проведении занятий играет не число и многообразие картинок, а мамина улыбка :)

Чтобы не быть голословными, мы подготовили для вас список использованной литературы, с которой, конечно же, с удовольствием советуем ознакомиться:

  1.  «Результаты психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни»,приведенные. Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой,Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.
  2. Сирс У., Сирс.М. «Ваш малыш от рождения до двух лет». – М. : Эксмо, 2010. – 912 с.
  3. Мария Монтессори.«Методика раннего развития Марии Монтессори». – М: Эксмо, 2008. – 224 с.
  4. Джон Медина. «Правила развития мозга вашего ребенка». - М: Эксмо, 2013 г. - 416 с.
  5. Иванова Л. В. «Я —мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года». — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 448 с.
  6. Брюэр С. Суперребенок.«До рождения и после». – М. : Попурри, 2003. – 256 с.
  7. Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». – М.:«Манн, Иванов и Фербер», 2015. – 336 с.
  8. http://www.babycenter.com/0_developmental-milestones-sight_6508.bc
  9. http://www.allaboutvision.com/parents/infants.htm